среда, 1 июня 2016 г.

Речь - ораторское искусство

В коммуникации необходимо учитывать законы риторики. Риторику изучали еще в античности, отсюда греческое происхождение слова, которое переводится как «ораторское искусство» или «техника речи». С одной стороны, риторика определяется как способность к публичной речи. Этой способностью владеет тот, кто умеет информативно, понятно и интересно оформлять доклады, убедительно отстаивать свою точку зрения в дискуссиях или влиять на мышление и действия слушателей во время выступления. С другой стороны, хорошая риторика - это:
зрительный контакт, мимика, жестикуляция, поза, голос, дыхание и артикуляция,
план, так же как понятная и убедительная аргументация,
свободная речь или преодоление страха перед выступлением.
То, что хорошо читается, не всегда хорошо слушается. Тексты, которые пишутся для слушателей, имеют свои собственные правила. То, что легко можно прочесть, и то, что наш мозг может переработать после прочтения, иногда имеет не тот эффект, если его необходимо изложить устно. Причины - в артикуляции, жестикуляции, мимике или голосе оратора. Сложные предложения, много конкурирующих акцентов и образов или субстантивный стиль письма (стиль с большим количеством существительных) усложняют слуховое восприятие и понимание. Это факторы коммуникации, которые отвлекают при слуховом восприятии. Поэтому крайне необходимо использовать точные и краткие высказывания. Предложения для прочтения вслух должны быть краткими и понятными. Каждое произнесенное предложение имеет основу, которая определяет структуру предложения, и выделенную основу, о которой говорят. Порядок слов - это одновременно путь к пониманию слушателем.

Правила 

 Далее самые важные правила речи, которую легко слушать (ср. Wachtel, 1997, ст. 64):
- Предложения с одной основой
- Не употребляйте сложных и длинных предложений. Слушатель легко отвлекается, и поэтому необходимо говорить понятным и простым языком. Предложение легко понять, если оно произносится на одном дыхании.
-Избегайте обилия имен существительных. Информацию, содержащую много существительных, труднее понять, чем ту же, если она содержит обращения и глаголы. Письменный способ высказывания кажется слушателю чопорным, заумным. Того, что чаще всего не очень получается в письменной, следует избегать и в устной речи. Никто не общается в субстантивном стиле, тогда почему необходимо организовывать с его помощью речь?
- Избегайте стереотипных выражений. То, что постоянно подчеркивается, не поддается слуховому восприятию; то, что повторяется, пропускается мимо ушей. Это же касается стойких словосочетаний, которые часто повторяются: «откровенная атмосфера», «хорошее сотрудничество...» и т.д.
- Поменьше информации в одном предложении.  Если в одном предложении содержится очень много информации, то оно с трудом воспринимается на слух. Большое количество информации требует много акцентов, которые сбивают с толку слушателей, так как конкурируют друг с другом. Короткие предложения, наоборот, вносят ясность.

Структура

Для речи нужен план. Речь, разделенная на маленькие части, значительно упрощает понимание. Всегда учитывайте, что все мы можем воспринимать информацию только «маленькими порциями». Разделение сохраняет предложения для слушателя и в то же время разграничивает их. Поэтому каждое предложение необходимо строить так, чтобы воспринималось как единое и легко понятное.
В предложении должно быть не больше десяти слов
Объем нашей памяти рассчитан на информацию в течение шести - десяти секунд. Поэтому длинные предложения сложно понимать. К тому же, длинные предложения обычно быстрее произносят, что еще больше усложняет понимание. Темп речи составляет в среднем от 150 слов в минуту.
Самое главное для хорошей речи - это выяснить цель и повод для выступления. Самая лучшая драматургия не поможет, если оратор говорит без повода или не в том тоне. На организационном собрании публика ожидает совсем не таких высказываний, как на юбилее или на торжественном открытии. Поэтому Вы должны выяснить повод для выступления. Потом стоит раздобыть информацию о слушателях. Если это возможно, Вы должны потребовать список участников. Рассматривайте тему с точки зрения слушателей:
Чего ожидают слушатели от речи?
Какие индивидуальные интересы могут быть у слушателей?
Что уже известно слушателям об этой теме? Это профессионалы или дилетанты? Насколько опытны слушатели в этой теме?
Существуют ли позиции против, которые необходимо учитывать? 

Учитывайте при составлении речи:

Уже при расстановке знаков препинания думайте о паузах.
Будьте осторожны с речевыми вариантами и сложными синонимами.  
Повторяйте важные термины.
Экономьте на словах.
Соблюдайте глагольный стиль и выделяйте глаголы! 
Избегайте изобилия (накопления) . 
Формулируйте предложения, которые произнести на одном дыхании!
Не используйте больше десяти слов можно  для выражения одной мысли.
Предложение должно иметь только одну основу. 
Самое главное ставьте в конце предложения! (При выражении чувств самое  главное может быть вначале.) 
Разделяйте речь по смыслу. 
Ни в коем случае не употребляй- стереотипов (речевых образцов).
Высказывайте мысли коротко и метко.  
Не используйте часто метафоры. Осторожно с цифрами. 
Используйте только известные заимствования. 
Не используйте двойных отрицаний.
Не перескакивайте с одного аспекта на другой)

1. Самое главное для хорошей речи - это выяснить цель и повод для выступления. Не поможет самый лучший сценарий, если оратор говорит без повода или не в том тоне. На организационном собрании публика ожидает совсем не таких высказываний, как на юбилее или на торжественном открытии. Поэтому Вы должны выяснить повод для выступления. Потом стоит раздобыть информацию о слушателях. Если это возможно, Вы должны потребовать список участников. 
Рассматривайте тему с точки зрения слушателей:
     Чего ожидают слушатели от речи?
     Какие индивидуальные интересы могут быть у слушателей?
    Что уже известно слушателям об этой теме?
    Это профессионалы или дилетанты?
    Насколько опытны слушатели в этой теме?
    Существуют ли противоположные точки зрения, которые необходимо учитывать?

При подготовке Вы должны, конечно же, узнать о помещении, в котором Вы будете делать доклад. Вы должны знать, будет ли в Вашем распоряжении микрофон. Должны ли слушатели стоять? Идет ли речь о выступлении на открытом воздухе? Итак, необходимо выяснить условия.  

Выяснив условия, Вы должны приняться за концепцию. Какое сообщение Вы хотите передать? Каждому оратору необходимо определить четкое и однозначное сообщение, которое проходит красной нитью через весь доклад. Сообщение - это основная мысль каждой речи. Это то, на что должен обращать внимание слушатель.

Вы определили свою цель, осознали сообщение, теперь можете начинать писать. Но учтите: Вы должны писать не книгу и не статью, а речь. Произнесенное слово имеет не такой эффект, как написанное. Поэтому прислушайтесь к следующим советам (ср. von Trotha, 1997):
1.
На это Вы должны обращать внимание при планировании речи:
Раздобудьте как можно больше информации о слушателях, их состав и их ожидания.
Узнайте о виде помещения и обстановке в нем. Внешние условия имеют ощутимое влияние на процесс выступления.
Узнайте, есть ли в помещении для выступления, например, картина или скульптура или другая точка соприкосновения, на которую можно было бы сослаться во время доклада.
Записывайте все интересные для выступления факты на листе бумаги. Пригодится заглавное слово. Это служит наилучшим показателем наглядности.
Сформулируйте короткое и четкое сообщение в виде основного высказывания на бумаге и положите лист на видном месте на письменном столе так, чтобы Ваш взгляд всегда падал на него во время подготовки.

2. Используйте визуальные образы, иллюстрации и сравнения для запоминания.
На этой стадии оратор концентрируется на запоминаемости речи с помощью мнемотехнических правил и наглядных пособий. Это означает, что сказанное повторяется, возможно, с помощью других слов и сравнений. В этом случае Вы должны использовать сравнения, с помощью которых слушатели могут представить что-то, с чем они раньше уже встречались.
3. Произносите речь.
Эта стадия состоит из произнесения речи, применения мимики, жестикуляции и даже действий. Риторика создала для этого отточенную речевую технику, правила красноречия тела и, в последнее время, риторику презентации и трансляции с помощью средств массовой информации.

Подготовка и чтение речи - это половина того, что необходимо для хорошей речи. Только ораторам-профессионалам удается из написанной другим человеком речи сделать хороший доклад. Мы к ним не относимся, так как мы не читаем доклады каждый день. Вам необходимо усвоить пункты стадий производства речи. Когда Ваша речь готова, Вам обязательно нужно поупражняться - возможно, перед публикой, используя видеокамеру.
По материалам сайта 

Комментариев нет:

Отправить комментарий